Психолог Марина Ведищева

Дефицитарность и бытийность

Противоположностью дефицитарному мировоззрению является бытийность. Главная идея дефицитарности — «я есть то, что имею» и идентификация строится через обусловленность (чтобы «Я» существовало, человек должен быть в какой-то роли: мать, дочь, работник, друг или что-то иметь: владелец …). В бытийной системе «Я» выделяется из условий и обстоятельств и существует само по себе: «Я есть», «Я имею». Это принципиально меняет суть проживания реальности.

Появляется субъект, который свободен от условий и обстоятельств и обладает самостоятельностью и автономностью. Значит, не зависим от окружающего его мира: от людей, предметов, явлений, эмоциональных состояний и прочего. Человек как субъект осознает себя отдельным существом со своими чувствами, мыслями, ресурсами и ограничениями. Как следствие этого, он начинает видеть другого как такого же независимого и отдельного человека с уникальным набором способностей и возможностей. А также он начинает видеть, что явления и ресурсы могут быть свободными от владения.

Не обязательно обладать, чтобы проживать и взаимодействовать. Люди с дефицитарным мировоззрением не могут понять, что значит, что их партнер по браку свободен. Им сложно примериться с тем, что у близких есть право не разделять их эмоциональное состояние, не быть включенным в их жизнь. Они не верят, что свободный партнер останется с ними по своей доброй воле. Что они обладают ценностью сами по себе. Увидев цветок им мало насладиться его видом и ароматом, его надо присвоить, сорвать. С сорванным цветком еще можно как-то примириться, но если речь идет о другом человеке, то его невозможно присвоить — это нарушает его права и границы, лишает его свободы, делает его объектом. Оставляя за собой и за партнером право на свободу, мы таким образом можем позволить себе поистине партнерские отношения, основанные на уважении и равенстве.
Статьи Дефицитарность и бытийность Отношения
Made on
Tilda