Психолог Марина Ведищева

Потеря себя. Как это происходит

По мере того, как ребенок выделяет «Я» и «НЕ Я» из общего хаоса, появляется ядро личности. Следующим важным этапом идет ответ на вопрос «Кто Я?». Если на это смотреть взрослыми глазами абстрактного мышления, вопрос выглядит философски. А у ребенка он очень даже житейский и практический. Надо же на каком-то этапе выяснить, что я человек, а не кошка и кто я мальчик или девочка. И еще более мудрено: я вообще существую?
На этом этапе человека подстерегает масса опасностей и неожиданностей. Редко когда процесс формирования самосознания идет гладко. Одна из опасностей - игнорирующие родители. Ты такой весь маленький ползешь себе по полу, тянешь ручки даже издаешь призывные звуки (у взрослых это называется «Че ты опять ноешь»), а тебя просто не замечают, вообще никак не реагируют. Как будто тебя нет. А может и в самом деле меня нет? Выросший ребенок лет в тридцать будет рассказывать своему психологу об ощущении, пустоты внутри и жизни, летящей мимо, об отсутствии опоры и зависимости от чужого мнения.

Давайте разберемся в динамике, приводящей к таким последствиям.

Есть одна особенность. Явления мы воспринимаем одним способом, а названия к этим явлениям другим. Это хорошо видно на примере эмоций. Человек не имеющий навыка рефлексии (самонаблюдение и осознание наблюдаемого) почти все чувства называет тревога или раздражение. И не потому, что он не знает названия других чувств, или он их не испытывает, просто нет навыка совмещать переживаемое состояние и название. Не научили с детства.

Вернемся к нашему малышу. Как вы уже поняли, он подрос, овладел своим телом настолько, что может проявлять самостоятельность. Это время освоения мира и языка. Малыш совмещает наблюдаемые явления и названия, которые он получает от взрослых. Снаружи разговор мамочки с полуторогодовалым малышом полный бред. Мамочка на сто пятьдесят раз повторяет слова без построения предложений. Это необходимо чтобы совместить то, с чем взаимодействует малыш и названия.

Вот теперь соберем ситуацию. У нас познающий малыш, молчаливая игнорирующая мама, для которой невозможен разговор на «детском» языке. Она все делает молча или говорит взрослыми длинными предложениями, которые для ребенка просто звук. У малыша не будет формироваться сцепка явлений и названий. В личности в это время проходит процесс идентификации (осознание себя и самоопределение). Чувство себя у ребенка будет, а названия к этому явлению не приклеится или приклеится какое-нибудь ругательство (это про другой тип мамочек). И все бы ничего, но по мере развития речи наше сознание все больше переключается на речевые конструкты уходя с чувственных (помните мы говорили об экономии энергии). Чем травматичнее было детство тем уход от чувств сильнее. Вот и происходит то, что человек сам себя теряет. Чувство себя утрачено, а когнитивно-речевой конструкт (знание о себе) не сформировался правильно. Хорошо, что в нашей жизни есть не только родители и мы можем недостающее добрать на стороне. Этот дефект закладывается в фундамент личности, на основе которого далее развиваются отношения с другими людьми и миром, о чем мы будем говорить в дальнейшем.

Какое понимание себя вы вынесли их детства? Было оно позитивным или негативным? К взрослому состоянию смогла вы сохранить баланс чувственного и рационального?
Статьи О личности Психологическая травма
Made on
Tilda