Психолог Марина Ведищева

О функциях личности

Все проблемы из детства. А почему детство выступает как источник проблем?
Да все потому, что в детском и подростковом возрасте идет самое интенсивное развитие всех систем и функций системы личности. И как она сложиться, так и будет работать.
Нарушения работы можно разделить на две условные группы:
1. «Сломанные» функции. Функции структура и динамика, которых была нарушена.
2. «Неразвитые» функции. Условия и обстоятельства жизни не позволили раскрыться данным функциям.

Разберем на примерах.

Часто на приеме у психолога оказываются люди, у которых «сломана» довольно сложная функция — выстраивание близких отношений. Как это может случиться.

Мать (реже отец) в силу каких-то своих причин не выдерживала близость, ее раздражало, что ребенок к ней липнет, хочет ее эмоциональной включенности, внимания. Она резко обрывала все его порывы быть к ней ближе. Либо ругалась, говорила ему, что он навязчив, либо отправляла его делать уроки/мыть посуду/быть как Маша/Саша из соседнего подъезда. Все это ломало действия, которые удовлетворяют потребность в близости. Трагичнее всего, что потребность остается (ее сломать невозможно), а вот что с ней делать человек не знает. И фиксируется у него, что близость — это помыть, почистить, пойти прочь, быть кем-то другим. Такой человек, вступая в отношения, будет желать близости, но делать все чтобы ее разрушить.

Другим примером, когда функция просто не развилась, может служить воспитание детей эмоционально холодными родителями.

Представьте эмоционально холодных родителей (обязательно оба должны обладать этой особенностью). В такой семье все тихо спокойно, логично и рационально. Ребенок соответствуя ожиданиям родителей, растет тоже спокойно и размеренно в логике и рациональности. Если у такого ребеночка темперамент медленный, то еще ничего, вырастет и будет как родители. Найдет себе такого же партнера и никогда не догадается, что можно было по-другому. Но вот если природный темперамент более быстрый, например, сангвиник ближе к холерику, тут начинаются проблемы.

У такого человека нет навыков обращаться со своими эмоциями и с эмоциями других людей он тоже не знает, что делать. Когда его обуревают эмоции он всеми силами старается их подавить, но так как это сила природная, то они прорываются в виде немотивированного гнева или слез. Частенько уходят в психосоматику. А все почему? Потому что не научили. Навык проживания эмоций довольно сложный и этому придется обучаться. Работа с эмоциональным интеллектом в помощь.
Статьи О личности Здоровый взрослый Психологическая травма
Made on
Tilda